Значение слова ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ. Что такое ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ?

Ортодоксальный — это какой?

Это слово имеет французское происхождение, на языке Гюго звучит как orthodoxal. Исторически оно восходит к греческому: ὀρθοδοξία означает «правильное учение», «правоверие», «ὀρθός» переводится как «прямой», «правильный».

В общем понимании ортодоксальный – это неуклонно и последовательно придерживающийся основ какого-то мировоззрения, доктрины, концепции (что это такое?), преданно следующий своему миропониманию.

Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, пред

Дополнить смысл этого слова помогут синонимы, предлагаемые толковым словарем:

  1. традиционный;
  2. последовательный;
  3. устаревший;
  4. косный;
  5. проверенный;
  6. правоверный.

Человека, придерживающихся ортодоксальных идей, называют ортодоксом.

Здесь у многих всплывает в сознании образ мужчины-еврея специфической внешности, и на то есть объяснение.

Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века

Слово «ортодокс» вошло в обиход в конце XVIII века: так просвещенные евреи в Германии называли тех, кто противился изменениям в религиозной и общественной жизни. Из их уст оно звучало с оттенком презрения.

Те времена канули в лету: в словаре русского языка под редакцией Ушакова нет даже намека на мужчину в черной одежде, признающего лишь кошерную еду и не работающего в субботу, в привязке к этому слову.

В современном понимании, ортодокс – это тот, кто скрупулезно придерживается точки зрения, принятой за единственно правильную. Иначе говоря, у него ортодоксальные взгляды.

Встречаются и более интересные случаи употребления слова «ортодокс». Например, его можно услышать… в аптеке!

 Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – назван

Это искаженный вариант слова «Apтpoдeкc» – названия популярной мази для лечения суставов.

Видео

Литургия

Ортодоксальная церковь проводит богослужения по византийскому (греческому) обряду. Оно предполагает существование закрытого иконостаса, за которым осуществляется таинство евхаристии. Причащение совершается не облаткой, а просфорой (квасным хлебом) и вином (преимущественно кагором). Литургическое богослужение состоит из четырех кругов: суточного, седмичного, неподвижного и подвижного годовых. Но некоторые ортодоксальные церкви (например, Антиохийская и Русская православная за рубежом) с ХХ века стали использовать латинский обряд. Богослужения проводятся на синодальном варианте старославянского языка.

Православие и католицизм

Все христианские деноминации по определению претендуют на распространение своей религии по всей земле, вне зависимости от национальной принадлежности верующих. И в этом смысле православие, католицизм и протестантизм придерживаются единого мнения. Что же такое русская ортодоксальная церковь? Этому вопросу следует уделить более пристальное внимание. Но пока что мы сосредоточимся на проблеме разницы между православной и католической церквями.

До начала второго тысячелетия ее не существовало вовсе. Поэтому апологеты христианства первых веков, Отцы церкви и святые, жившие до 1054 года (окончательного раскола), почитаются как в католицизме, так и в православии. Начиная с конца первого тысячелетия римская курия притязала на все большую власть и желала подчинить себе остальные епископства. Процесс взаимного отчуждения увенчался Великой Схизмой, в результате которой Папа и Патриарх Константинополя назвали друг друга раскольниками. Четвертый Латеранский Собор Римской Церкви определил православных как еретиков.

Безразличие различий

Нигде это отсутствие стиля, отсутствие какой-либо определенности у истинных христиан не видно так, как в раннехристианском «Послании к Диогнету»:

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья, и ведут жизнь ни в чём не отличную от других».

Итак, нет ни одного внешнего признака, различающего христианина от нехристианина, более того – «отличие» христиан в том, что никаких отличительных признаков у них нет. Заметим же с горечью, что «православные» без сомнений различаются по стране («православный мир»), языку (церковнославянский или, более общо, – «благочестивый» сленг), житейским обычаям (куча «благочестивых обычаев»). Существует множество совершенно определенных признаков, различающих «православных» от неправославных, то есть «православие» – особая культура, а, стало быть, религия «православных» – традиционные верования этой культуры, то есть просто-напросто язычество.

Это центральная мысль христианства, выраженная Павлом: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор 7:19). Сейчас Павел сказал бы: «Православность ничто и неправославность ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих». Обрезание – главный для Павла признак всякого различия, и, стало быть, все мыслимые различия и сам принцип различия – ничто. Все дело в «соблюдении заповедей Божьих», вот это – и ничто другое – характеризует христиан: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:8–11).

«Православие». Поисковая выдача в Картинки Google

«Православие». Поисковая выдача в Картинки Google

Это диктует парадоксальную христианскую политику различий. Раз все различия – ничто, то пусть мирские различия останутся как есть, потому что дело вообще не в них; различия вообще побоку, то есть новых создавать не надо: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1 Кор 29:30–31). Не создавать новых разделений, не создавать резерваций, не создавать новых состояний: ничтожество всех мыслимых состояний. Ни отказ от чего-либо старого, ни создание чего-либо нового.

Ортодоксальный психоанализ: наследие великого Фрейда

В психологии встречается и такое понятие. Так иначе называют фрейдизм – направление, начало которому положил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Здесь подразумевается учение в том виде, в каком оно было создано в начале XX века, классический, первоначальный вариант.

В центре учения Фрейда мысль о том, что главная дв

В центре учения Фрейда мысль о том, что главная движущая сила развития личности – это инстинктивные влечения. Из-за запретов и ограничений они переходят в область бессознательного.

Ортодоксальный психоанализ стоит на «трех китах»:

  1. Оно – влечения, требующие удовлетворения, иначе говоря, бессознательное.
  2. Сверх-я – «цензор», формирующий ограничения личности (родительские запреты, моральные нормы, самоконтроль т.д.).
  3. Я – «примиритель» между желаемым и допустимым, вырабатывающий защитные механизмы. В широком смысле – это личность человека, его разумное начало.
В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг

В ортодоксальном психоанализе это враждебные друг другу начала.

Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но

Неофрейдисты принимают схему Оно – Сверх-Я – Я, но видят их взаимоотношения не так радикально, допуская возможность сотрудничества и гармонии.

Теги

Adblock
detector