СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ

Образование Древнекитайского государства

Формирование древнекитайского государства, следуя китайской традиции, было смежное с покорением племенем Шан близлежащих племен. Важность удержания в покорном состоянии людей простимулировало процесс организации государства.

Правительственный строй Древнекитайского государства с течением времени превратился в классическую восточную тиранию. Царь считался средоточием высшей правительственной власти, управляющим войском, высшей судебной ступенью, верховным жрецом, считающим свое происхождение от бога. Высшие ступени в государственном механизме занимали родные царя, а более низкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – специализированные служащие.

Замечание 1

На верхней ступени в общественной иерархии был царь (Ван). Следом шел шанский рабовладельческий аристократический слой и жречество. Затем располагалась рабовладельческая аристократия завоеванных племен.

В зависимости от близости к царю знать наделялась званиями, которые давали право на различные преимущества.

Большая часть жителей были свободные общинники. Во время государства Инь (Шан) община играла основную роль. Общинное землевладение было сформировано по форме «колодезных полей».

Видео

Второй этап формирования Китая

В XII в. государство Инь (Шан) подверглось жесткому перелому. Одновременно с этим укреплял свои позиции народ – Чжоу, которым управляло государство Шан. В 1027 г. до н.э. жители Чжоу нанесли удар войскам Шан. После этого династию Шан свергло племя Чжоу.

Правление династии Чжоу делится на три эпохи:

  • Западного Чжоу;
  • Восточного Чжоу;
  • Чжаньго.

Первые правители Чжоу расформировали своим родным и главам дружественных общин территории в наследственное пользование. В целом зафиксировано около 200 таких дарований. Хозяины участков сформировали классы наследственной знати – чжу хоу. Самые элитные звания – гун и хоу – имели ближайшие родные правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, даровали своим самым родным звание даифу. Последний слой чжоуской элиты составляли служилые люди – ши – будущее поколение знатных граждан по боковой линии.

Верховное правительство в государстве было во власти царя (вана), который считался Сыном Неба (тянь цзы).

Замечание 2

Все земли страны группировались на сферы во главе с правителями, которых назначал ван. Но в принципе это были обособленные царства. Главного объединяющего государственного механизма за весь период Чжоу не было.

Во время империи Чжоу царь также был верховным хозяином территории, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в личную собственность, которую можно было конфисковывать, арендовывать, закладывать. Для рабочих оставалась значимой община и общинное землепользование. Однако на этапе «противоборствующих царств» происходит разваливание структуры «колодезных полей» и идет дальнейшее установление частного землевладения.

Постепенно области традиционного проживания чжоу стали испытывать все более регулярные набеги западных народов и в 771 г. до н.э. царь Китая Пин-ван был вынужден перенести центр на восток. Пошел этап Восточного Чжоу или, как его еще называют, «разъединенных царств» (чунцю). Оказавшись на территории удельных правителей китайские цари обладали лишь некоторыми полномочиями. Усиливалась разобщенность и противоборство между участками, которые превращаются в фактически обособленные государства. В средних районах располагались относительно маленькие царства, созданные ближайшими родными чжоуских царей. К их числу входят царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их управляющие первыми стали обозначать свои территории серединными государствами. На окраине находились более властвующие государства:

  • на востоке – царство Ци;
  • на западе – царство Цинь;
  • в низовьях реки Янцзы – царства У, Юэ и Чу.

С VII в. до н.э. эти территории вступили в противоборство за власть, которое изначально велось под девизом восстановление власти чжоуских правителей. Возник термин «гегемона» (ба), полномочия которого основывались на голой мощи, в отличие от царя (вана), который управлял подчиненными «силой добродетели». Первый раз титул принял в 651 г. хозяин царства Ци Хуаиь-гуи. Позже он много раз переходил к правителям иных царств. В 544 г. до н.э. хозяины территорий подписали соглашение о мире, который длился очень короткое время.

В V в. до н.э. государство разделилось на много отдельных территорий, которые вели между собой жестокую войну.

Замечание 3

Официальной датой, ограничивающей эпоху «разделенных царств» от эпохи «борющихся царств» является 481 г. до н.э. – время финиширования древнейшей китайской хроники «Чунь цю».

Но для сравнения двух этапов имелись справедливые поводы, смежные с глубокими изменениями в социальной и финансовой жизни Китая. Во многих царствах проводились политические перемены, направленные на локализацию преимуществ родовой аристократии и усиление единоличных полномочий правителя. Основной задачей данных изменений была привлечение всех сил государства в войне за существование.

Философия

Философия древнего Китая стоит на двух столпах: даосизме и конфуцианстве, в основе которых стоят два великих Учителя: Лао-Цзы и Конфуций. Эти два направления китайской философии гармонично дополняют друг друга. Если конфуцианство определяет нравственную, этическую сторону общественной жизни китайцев (отношение с другими людьми, почтение к родителям, служение обществу, надлежащее воспитание детей, благородство духа), то даосизм представляет собой скорее религиозно-философское учение о том, как достичь внутреннего совершенства и гармонии с внешним миром и одновременно с самим собой.

Не делай другим людям, того, чего не хочешь, чтобы они делали тебе. – Конфуций.

Допуская злобу Великую — обретаешь избыток злобы. Успокаиваешься — творя благо. Лао-Цзы.

Эти строки двух великих китайских мудрецов на наш взгляд отлично передают суть философии древнего Китая ее мудрость для тех, у кого есть уши (иными словами это кратко самое главное из нее).

Природные условия того времени

Китай это горы, плоскогорья и речные долины. Западная часть страны величайшее в мире высокогорье с резко континентальным климатом. Восток государства это русла рек стекающих к морю (тут сосредоточены все торговые пути, стартует великий шелковый путь). Восток славится мягким климатом и разнообразной растительностью.

Доисторический климат и природные условия отличались от современного положения дел. Север страны был покрыт лесом, зелёные массивы стабилизировали погоду, способствовали строительству.

О заповедных лесах современные исследователи узнают только по многочисленным изображениям, преданиям и мифам.

Кто и в каком году открыл Китай

Первооткрывателем Китая для европейцев считается легендарный итальянский путешественник Марко Поло. Венецианец странствовал по азиатскому континенту, пока в 1275 году не прибыл в могущественную империю. Позже Марко Поло подробно описал свое путешествие и пребывание в Китае в своих книгах.

При этом еще до итальянца многие европейские торговцы уже знали о китайском государстве. После открытия Шелкового пути в первом столетии до нашей эры многие античные писатели из Европы упоминали в своих письменах о Китае. В Римской империи знали, что за величественной Индией на востоке живут серы. Так китайцев прозвал Александр Македонский. Именно здесь заканчивался сухопутный путь, который описывали Птолемей и Плиний.

Империя Хань и конец древней китайской истории

В условиях борьбы за власть после смерти Цинь Шихуанди власть захватил военачальник Лю Бан. Он не был уроженцем Цинь, почему и произошла официальная смена династии и государственности. Новое государство называлось империей Хань и существовало с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э.

В период Хань территория древнего Китая достигла максимума. Были присоединены (путем усиленного оттеснения кочевников) земли на севере, северные части Корейского и Индокитайского полуостровов. Идеологией новой государственности стало реформированное конфуцианство; также в этот период в Китай из Индии проник буддизм. В эпоху Хань начал формироваться торговый маршрут Великого шелкового пути.

В 220 году н.э. единая империя распалась на три государства. Падение империи Хань считается концом древней истории Китая. Хронологически этот момент не совпадает с принятым для Европы, но это естественно, ибо Китаю, как и прочим государствам Древнего Востока, не было свойственно классическое рабовладение. Устройство Китая уже в эпоху Хань скорее напоминало феодальное, и падение империи, возникшей до нашей эры, является удобной хронологической меткой для определения конца древнего периода китайской истории.

Теги

Теги

Adblock
detector