Прогулка по заброшенному Дидинскому тоннелю

История строительства Дидинского тоннеля

Решение о возведении Дидинского тоннеля было принято в ходе проектирования железной дороги от Екатеринбурга до Казани в конце 1880-х. Работы откладывались до 1914-го года, а потом стройка началась сразу на нескольких участках. К строительству привлекали жителей из местных деревень, а в годы Первой мировой войны и военнопленных.

Учитывая, что большинство работ выполнялось вручную, без применения тяжелой техники, масштаб и величественность Дидинского тоннеля поражают. Его архитектурный облик напоминает крепость, входы выполнены в виде башен с бойницами, кое-где сохранились пулеметные доты, колючая проволока и другие укрепления. Все это наталкивает на мысли о стратегическом статусе Дидинского тоннеля. Особое значение объекта подтверждает и тот факт, что несколько лет рядом с ним располагалась военная часть, занимавшаяся охраной сооружения. Интересно, что такой чести не удостоился ни один другой тоннель в Свердловской области. Но, к сожалению, эта часть его истории покрыта тайной.

© Валерий Исаев

Вода в Дидинском тоннеле всегда была головной болью для обслуживающего персонала. Для отведения грунтовых вод была создана сложная дренажная система. И если летом она помогала справляться с лужами и затоплением, то в зимнее время работникам приходилось постоянно очищать рельсы от наледи. Постоянная сырость неизбежно разрушала тоннель, что и стало причиной появления новой железнодорожной ветки.

Проблема водоотведения в Дидинском тоннеле сегодня ощущается особенно остро, система водоотведения сильно разрушена, поэтому летом внутри скапливается много воды. Зимой она превращается в огромную глыбу льда, которая не тает даже в жаркие месяцы.

Мифы и легенды

Чем же знаменит Дидинский тоннель в Свердловской области? С историей уральской достопримечательности связано несколько легенд. Известно, что в годы гражданской войны через него отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака. С этим фактом связан миф о сокровищах, зарытых в Дидинском тоннеле солдатами белой армии. Несмотря, на отсутствие каких-либо фактов, подтверждающих эту теорию, искатели кладов до сих пор верят в ее правдивость.

Другая легенда связана со строительством. Прокладка тоннеля производилась сразу с двух сторон и примерно в середине должна была произойти стыковка. Главный инженер ошибся в расчетах из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно легенде, это так расстроило конструктора, что он покончил с собой. Особо впечатлительные считают, что в Дидинском тоннеле до сих пор бродит его призрак.

© Валерий Исаев

Видео

Как добраться

Дидинский тоннель находится в 60 км от Екатеринбурга (в 310 – от Перми), неподалеку от Ревды. Добраться до достопримечательности можно 2 единственными способами:
  • на электричке из Екатеринбурга: берем билет на Дружинино до ост. «1590 км». Останеться пройти пешком 500 метров до восточного входа в тоннель. Ежедневно курсируют 4 рейса;
  • на автомобиле из Екатеринбурга: едем по трассе Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт), доезжаем до поворота на 303 километре, дальше – по грунтовой дороги до тоннеля, около 6 км. Весь путь займет около 1,5 часов. Зимой лучше оставить автомобиль на импровизированной стоянке около трассы, так как дорога до тоннеля не чистится;
  • на автомобиле от Ревды: через деревню Гусевка и коллективные сады «Криогеник» до ст. «1590 км».
Тоннель с высоты

Окрестности Дидинского тоннеля

Тоннель был стратегическим объектом, который тщательно охраняли. Некоторое время этим занималась располагавшаяся тут воинская часть. Над тоннелем можно разыскать сохранившиеся пулемётные доты. Найти их бывает непросто – местность зарастает, а тропинки к ним есть не всегда. Позже за тоннелем присматривал пост охраны стрелковой команды ВОХР.

Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет

Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет вентиляционная шахта. Дна не видно, а брошенный вниз предмет летит долго. Ходить тут нужно осторожно. Глубина шахты достигает внушительных 46 м. Если зимой смахнуть в шахту снег, то из-за потока воздуха он поднимается вверх. GPS-координаты шахты: N 56° 49.102´; E 59° 42.350´ (или 56.818367°, 59.705833°).

По другую сторону от действующей железной дороги е

По другую сторону от действующей железной дороги есть высокая вышка (метров 30 в высоту). При желании на неё можно подняться (если нет страха высоты). Если дует ветер, вышка немного раскачивается, усиливая впечатление. Сверху открывается вид на десятки километров вокруг. GPS-координаты вышки: N 56° 48.988´; E 59° 42.377´ (или 56.816467°, 59.706283°).

В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, с

В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, стоявшая около теперь уже разобранного участка железной дороги. В ней выходит на поверхность родник.

Техническое состояние

Техническое состояние

Тоннель размывали грунтовые воды, движение было плотное, интервал между поездами – 2 минуты. Летом дренажная система справлялась с затоплением, а зимой рабочие постоянно чистили рельсы от наледи. Постоянная сырость вынудила ограничить скоростной режим до 10 км\ час. Дидинский тоннель закрыли в декабре 1995 года, поезда движутся по обходному пути.

Внутри летом – вода, а зимой – лед толщиной до 1 м

Внутри летом – вода, а зимой – лед толщиной до 1 метра образует причудливые ледяные фигуры, которые не тают до середины лета. Даже в 30-градусную жару температура внутри +10 градусов, несмотря на это, тоннель облюбовали летучие мыши.

Железнодорожные пути разобраны, осталась только насыпь Местные жители потихоньку растаскивают камни и крыши дренажных колодцев. С закрытием тоннеля в деревне осталось 2 обитаемых дома, не стало школы, фельдшерского пункта, железнодорожных касс, кузницы и мастерских.

Тоннель разрушается, находится в аварийном состоянии и не безопасен для посещения, хотя на первый взгляд – вполне надежный и хорошо сохранившийся. Зимой с потолка свисают сосульки, на полу вырастают ледяные сталагмиты.

На дороге внутри лед и ямы, камни, упавшие с потол

На дороге внутри лед и ямы, камни, упавшие с потолка. Внутри тоннеля и снаружи у входа – колодцы, скрытые зарослями и густой травой, в тоннеле их маскирует лед, который не сходит даже в середине лета. Внутри – мокро, грязно, льется с потолка.

Место вокруг аномально: здесь растут кривые деревья, а трава и кустарники – гигантские, животные здесь не живут, а людей во время длительного пребывания охватывает паника. Несмотря на это, Дидинский тоннель – излюбленное место любителей индустриального туризма, урбантрипа. В 2008 году тоннель закрыли от сталкеров железной сеткой, которая быстро исчезла в неизвестном направлении.

Раскиданный повсюду мусор, устроенные в беспорядке костровища, кучи пустых бутылок из-под водки и консервных банок – вот спутники заброшенного тоннеля, куда в выходные приезжает много посетителей.

Теги

Adblock
detector