Особенности древних цивилизаций

Цивилизации Месопотамии

Месопотамия – междуречье Тигра и Евфрата. Считается, что именно там находилась самая древняя цивилизация (4-3 тыс. до н.э.) Античного мира – Шумеры. До сих пор неизвестны их истоки, ведь в Месопотамии шумеры были пришлым народом с острова Дельмун, которого нет ни на одной древней карте. Шумеры были искусными земледельцами. Их города Урук, Сиппар, Киш и другие имели широкую ирригационную систему. Они имели свою клинописную письменность. Особенностью этой цивилизации было умение выплавлять металлы, глубокие астрономические знания и высокая степень урбанизации государства. Технологии шумеров сильно опередили многие другие народы, развивавшиеся параллельно с ними.

Рис. 1. Очаги земледелия по Вавилову.
Рис. 1. Очаги земледелия по Вавилову.

Главное культурное наследие шумеров – миф об аннунаках и сотворении человека. Согласно современному толкованию, человек создавался аннунаками при помощи генной инженерии как раб для выполнения тяжелой физической работы на «богов».

В 3 тысячелетии до н.э. шумеры были поглощены набирающем мощь Вавилоном.

Рис. 2. Шумерский город.
Рис. 2. Шумерский город.

Видео

Западный тип цивилизации

Следующим глобальным типом цивилизации, развивавшимся в древности, был западный тип цивилизации. Он зародился на берегах Средиземного моря и достиг своего наивысшего развития в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято называть античным миром, в период с IX-VIII веков до нашей эры по IV-V века нашей эры. Поэтому западный тип цивилизации с полным основанием можно назвать средиземноморским или античным типом цивилизации. Ученые обычно делят его на три основные составляющие: Европу, Северную Америку и Латинскую Америку.

Античная цивилизация прошла долгий путь развития. На юге Балканского полуострова в силу разных причин раннеклассовые общества и государства возникали по меньшей мере трижды: во 2-й половине III тысячелетия до н.э. (уничтожены ахейцами); в XVII-XIII веках до н.э. (уничтожены дорийцами); в IX-VI веках до н.э. последняя попытка увенчалась успехом: возникло античное общество.

Античная цивилизация, как и восточная, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытной цивилизации и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации. Поэтому в античной цивилизации, по аналогии с восточной цивилизацией, влияние первобытности в сознании людей и в жизни общества значительно. Религиозно-мифологическое мировоззрение занимает доминирующее положение. Однако это мировоззрение имеет существенные особенности. Древнее мировоззрение является космологическим. Греческое слово «космос» означает не только мир. Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу с его соразмерностью и красотой. Эта упорядоченность основана на мере и гармонии. Таким образом, один из важных элементов западной культуры — рациональность — формируется в античной культуре на основе мировоззренческих моделей.

С культуротворческой деятельностью «древнего человека» было связано и отношение к гармонии во всем космосе. Гармония проявляется в соразмерности и связи вещей, и эти пропорции связи могут быть вычислены и воспроизведены. Отсюда формулировка канона — свода правил, определяющих гармонию, математические расчеты канона, основанные на наблюдениях за реальным человеческим телом. Тело является прообразом мира. Космологизм (представления о мироздании) античной культуры носил антропоцентрический характер, т.е. человек рассматривался как центр мироздания и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, а природные объекты — с человеческими. Такой подход определял отношение людей к их земной жизни. Стремление к земным удовольствиям, активное отношение к этому миру — характерные ценности древней цивилизации.

Цивилизации Востока выросли на орошаемом земледелии. Античное общество, напротив, имело иную сельскохозяйственную основу. Это так называемая средиземноморская триада — выращивание зерновых, винограда и оливок без искусственного орошения.

В отличие от восточных обществ, античное общество развивалось достаточно динамично, так как с самого начала в нем разгорелась борьба между порабощенным крестьянством и аристократией. У других народов она закончилась победой знати, но у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого заключались в быстром развитии торговли и ремесла. Верхушка демоса — торговцы и ремесленники — быстро становились богаче и экономически сильнее земельной знати. Противоречие между могуществом торгово-ремесленного демоса и уходящим могуществом земельной знати стало движущей пружиной развития греческого общества, которое к концу VI века до н.э. разрешилось в пользу демоса.

В античной цивилизации на первый план вышли частно-собственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок. Появился первый образец демократии как воплощения свободы. Демократия в греко-латинском мире была еще прямой. Существовало равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Существовала свобода слова, выборность органов власти.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающие право каждого гражданина на участие в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Государство не вмешивалось в частную жизнь граждан или это вмешательство было незначительным. Торговля, ремесла, сельское хозяйство и семья функционировали независимо от государства, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих отношения частной собственности. Граждане были законопослушными.

Предпосылки формирования цивилизаций

Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие избыточного продукта позволило обеспечить существование людей, освобожденных от производства пищи и выполнявших различные административные функции. Иными словами, первые очаги цивилизации с надобщинными социальными структурами и ранними формами политического управления возникли на основе новых производственных возможностей.

Связанный с этим переход к новым формам экономики способствовал радикальным изменениям в культуре, образе жизни и духовной сфере. Сейчас в огромном мире охотников, рыболовов и собирателей, освоивших практически все природно-климатические зоны Земли, на авансцену истории вышли общества скотоводов. Именно в их среде создается значительный прибавочный продукт и, соответственно, накапливаются материальные и духовные ценности.

Истоки первых цивилизаций восходят к периоду раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных ирригационных сооружений того времени производительность сельского хозяйства резко возросла. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Возникли города — особый тип поселений, жители которых, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, гробницы, пирамиды и т.д., имеющие прямое экономическое назначение.

Началось социальное расслоение общества. В нем появились различные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, социальному статусу, материальному положению, объему прав и привилегий.

Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Появилась письменность, благодаря которой люди могли фиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы, и передавать их потомкам.

К III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одной из характерных черт первичных цивилизаций является то, что они содержат значительный момент первобытных верований, традиций и форм социального взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в схожих климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которого была достаточно высокой — около +20°С. Лишь спустя несколько тысячелетий зона цивилизации стала распространяться на север, где природа была более суровой. А это значит, что для возникновения цивилизации были необходимы определенные благоприятные природные условия.

Историки также отмечают, что местом зарождения первичных цивилизаций, как правило, являются речные долины. В III тысячелетии до нашей эры цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Евфрат в Месопотамии. Несколько позже — в III-II тысячелетии до н.э. в долине реки Инд возникла индийская цивилизация, а во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ — китайская цивилизация.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, Финикия, Греция и Рим развивались в особом географическом положении. Это тип приморских цивилизаций. Своеобразие приморских условий накладывало особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так сформировался еще один тип цивилизации — западная цивилизация.

Таким образом, уже в Древнем мире начали формироваться два глобальных и параллельных типа цивилизации — восточная и западная.

Цивилизации Индии и Китая

Цивилизация Китая возникла примерно в 5000 лет назад вдоль реки Хуанхэ. Легендарный период Трех властителей пяти императоров стал началом их государственности. Несмотря на обособленность китайцев, свои достижения, кроме фарфора, они явят миру гораздо позже остальных цивилизаций.

Вдоль рек Инд и Ганг возникла цивилизация Индии. Это произошло в 3 тысячелетии до н.э. Известность Индии принесла не только сложная кастовая система взаимоотношений, но и легенды о «войне богов» в районе города Мохенджо-Даро. У них был свой уникальный язык и письменность. Индусы с древних времен были хорошими математиками и строителями, а высокого уровня в Индии достигла медицина.

Теги

Adblock
detector