Образ дьявола в искусстве

Образы Дьявола в искусстве

Один из классических образов Дьявола

Дьявол, скупающий души

О том, что Сатана — на самом деле падший ангел, вспоминают редко. Обычно это просто самое злое и коварное существо в мире. Например, Дьявол приходит на подмогу какому-нибудь смертному, который не может достичь чего-нибудь (обычно это что-то банальное и, как оказывается потом, не очень полезное) и предлагает сделку — ты мне душу, я тебе всё, что пожелаешь. Не ощущающий душу как материальную ценность герой обычно соглашается, обрекая себя тем самым на вечные муки.

Нередко Дьявол может и обхитрить героя, как это делают обычные мошенники, и заставить заключить сделку об отдаче ему душеньки обманным путём. Он ведь трикстер. Ему можно.

Видео

От противного

До возникновения монотеизма в Средиземноморье господствовали культы божественных супружеских пар, обряды которых ритуально воспроизводили акт творения мира посредством соединения мужского и женского первоначал, персонифицированных в конкретных божествах. У финикийцев это был культ Баала и Астарты. Жрецы в храмах воспроизводили их супружеское соединение. Обряды носили оргиастический характер (включая однополую связь), иногда сопровождались членовредительством (оскопление) и человеческими жертвоприношениями.

Иудейский монотеизм со времен Авраама формировался как резкая антитеза подобным культам. Причём неприятие было настолько серьезным, что, когда правитель Моисей увидел, что часть его народа вернулась к культам Баала (Золотого тельца), многие были казнены за это смертью.

Поэтому некоторые элементы этих древних культов во времена иудеев, а потом и христиан стали ассоциироваться со злом. Поскольку древние обряды предполагали наличие божественной супружеской пары (Отца-Творца и Великую Мать), а монотеизм исключал женское первоначало из богословия и богослужения, то некоторые атрибуты Отца-Творца и все атрибуты Великой Матери были переведены в область ассоциаций со злом и безнравственностью.

Некоторые древние атрибуты Отца-Творца, которые были ассоциированы со злом:

  1. Фаллос. Языческие культы унаследовали от древнейших обрядов явный половой символизм. Оргии и храмовая проституция осуждались. Вместе с ними «осуждению» подверглись и главные символы этих обрядов
  2. Огонь. Финикийцы и другие народы Средиземноморья приносили в жертву людей (включая детей и стариков) предавая их огню. Поэтому огонь, один из основных древних символов Отца-Творца, у монотеистов приобрел негативную коннотацию и «спустился» в ад, который в свою очередь был «братом» греческого царства Аида, в котором огня не было, а было темно и сыро, как в нормальной горной пещере
  3. Рога. Древние люди выбирали себе животных в качестве «иконы» божества. Для Отца-Творца они выбирали самых крупных и самых сильных животных, в числе которых были пещерный медведь, гигантский олень, бык. Использование крупных рогатых животных закрепило отношение к рогам вообще (любого животного) как к атрибуту божества. Поскольку Баал как идол имел вид быка (или человека-быка), то рога как древний божественный атрибут через осуждение культа Баала также перекочевали в разряд «злых» символов.

Вышеперечисленные атрибуты древнего Отца-Творца и все атрибуты Великой Матери (женские органы, подземелье, пещера, змея, змей, рептилия, дракон, тьма, ночь, луна и др.) перекочевали в «злую» и «безнравственную» область и соединились с образами «сатаны» и «дьявола».

Когда на Западе под воздействием укрепления торгово-ростовщического капитализма начали разрушаться монотеистические религии (христианство и иудаизм), из подполья вылезли оккультные ереси и различные формы неоязычества, некоторые из которых пользовались образом сатаны-диавола в своей практике.

Язык в промежности и незаметные рожки: дьявол-монстр и дьявол-уловка

Позднесредневековый дьявол всё больше экзотизируется и обрастает гротескными чертами. От Сатаны не отстают и его приспешники — самых разных цветов (иногда всех одновременно) и форм.

Рога вырастают у них не только на голове, но и на заднице, из промежности высовываются языки, на макушках высятся немыслимого размера хохлы

Дьявола начинают чаще изображать среди людей. Он п

Дьявола начинают чаще изображать среди людей. Он проникает повсюду, даже в дома святых, читает проповеди в церквях и всячески старается склонить человечество на свою сторону — сам или при помощи клевретов и Антихриста. Его коварство настолько велико, что он умело скрывается под разными личинами, а адскую природу порой выдают лишь ненароком высунутые из-под полы хвост или птичья лапа.

Однако зачастую художники рисовали дьявола без купюр, имея в виду, что окружающие люди не видят его истинной сущности. К примеру, на алтаре работы итальянского художника Антонио Виварини, созданном в середине XV века, святой Петр Мученик изгоняет демона, принявшего образ Мадонны с Младенцем или вселившегося в Их статую. Мы отчетливо видим дьявольские хвост, рога и крылья, но подразумевалось, что стоящие в церкви люди не могут узреть козней Сатаны.

На фреске начала XVI века кисти Луки Синьорелли, н

На фреске начала XVI века кисти Луки Синьорелли, находящейся в церкви в Орвието, дьявол нашептывает Антихристу слова проповеди.

Портретное сходство последнего с Иисусом неслучайно: он должен был имитировать все деяния Мессии, в том числе Его смерть и воскресение, чтобы люди поверили ему и сошли с истинного пути

Однако лжепророка выдают демонические черты внешности: кудри недвусмысленно намекают на рога. Кроме того, Антихрист одет в желтое, а в средневековой иконографии наряды такого цвета обычно «носили» главные враги: евреи, мусульмане и Иуда. Некоторые искусствоведы считают, что в образе Сатаны Лука Синьорелли изобразил итальянского монаха-реформатора Савонаролу.

Обнаженные чресла: романтический дьявол

Обнаженные чресла: романтический дьявол

Эволюция дьявола завершилась тем же, с чего и началась. После публикации в 1667 году поэмы английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай», в которой подробно описывалась история противостояния Сатаны и Бога, образ нечистого стал романтизироваться. Его вновь начинают изображать в виде ангела, обычно мускулистого и крайне приятного мужчины, без каких-либо элементов гротеска. Это уже не гибрид и не монстр. Правда, характерная деталь — рога или крылья — иногда всё же выдает в красавце дьявола.

Один из самых сексуальных образов Сатаны создал в 1842 году бельгийский скульптор Йозеф Гефс для кафедрального собора в Льеже. Его «Гений зла» представлял собой обнаженного юношу с крыльями летучей мыши.

Дьявол оказался настолько красив, что местный епископ попросил убрать статую из церкви. Газеты трубили о том, что такой Сатана может отвлечь молодых девушек от молитвы и проповедей

В 1848 году брат Йозефа Гефса Гийом изготовил еще один образ владыки преисподней — он должен был заменить слишком прекрасное изваяние в соборе Льежа. Его Сатана плачет, вместо змия изображено надкусанное яблоко, персонаж более мускулист и не так молод, а чресла демона спрятаны под покрывалом — чтобы не смущать прихожанок. К его ноге прикреплена цепочка, которой тот прикован к скале. Если присмотреться к волосам, можно заметить маленькие рожки. Епископ, внимательно проинспектировав работу, принял скульптуру, которая до сих пор украшает Льежский собор.

В 1847 году французский художник Александр Кабанел

В 1847 году французский художник Александр Кабанель пишет картину «Падший ангел». На ней Сатана вновь изображен в виде мужчины с роскошным телом, а традиционные крылья летучей мыши сменяются птичьими, что еще больше приближает эту фигуру к образу небесного вестника.

В 1866 году Гюстав Доре изготавливает гравюры к произведению Джона Мильтона: на них дьявол столь же величествен, как и его благочестивые собратья, и отличается от них только формой крыльев и цветом.

В 1885 году в Мадриде появляется роскошный фонтан «Падший ангел» Рикардо Бельвера. До этого статуя получила множество премий и некоторое время экспонировалась в музее Прадо. Дьявол Бельвера неприлично обнажен, его лодыжку и запястье обвивает змея, а из плеч торчат птичьи крылья.

Более темным и таинственным Сатану на картине 1890

Более темным и таинственным Сатану на картине 1890 года изобразил немецкий художник Франц фон Штук: крылья состоят из черных перьев, а глаза будто светятся изнутри пламенем ада.

Дьявол на картине Саши Шнайдера «Триумф тьмы» (1896) мускулист, бородат и почти полностью обнажен. Художник разделял идеи натуризма, представители которого призывали находиться на лоне природы без одежды и воспевали культ здоровья и физической силы в искусстве.

Вслед за живописью романтические трикстеры появляю

Вслед за живописью романтические трикстеры появляются и в литературе. Мефистофель и Воланд окончательно закрепляют новый типаж Сатаны — демонически привлекательного мужчины. Так дьявол, которого в Античности изображали херувимом, в Средневековье — зверем, панообразным монстром или гротескным и смешным гибридом с лицом на заднице, вновь стал величественным ангелом.

Теги

Adblock
detector