Машинная обработка камней, резка камня в древности

Материалы по теме

Кумбе Майо: высокотехнологичный водный канал инков в Перу Недалеко от города Кахамарка в перу есть местечко Кумбе Майо (Cumbe Mayo). Там в скальных массивах вырублен небольшой водный канал, который имеет местами очень необычную форму. Канал или акведук находится на высоте 3300 м и имеет длину примерно 8 км. Мастерство или технология? Подборка скульптур, которые заставляются задуматься над технологиями, с помощью которых они были созданы. Долина родников и загадочный мегалитический комплекс Мегалитический комплекс расположен в 700 метрах к северу от поселка Анастасиевка. Это курган 6 метровой высоты диаметром 70 метров, который находится на правобережной надпойменной террасе реки Пшенахо (Псынако, что означает «Долина родников»).

Видео

Эволюция в обработке твердых пород камня

Шлифовать и полировать приходилось не только из­вестняк — основной строительный материал, но и твер­дые горные породы: гранит, диорит, базальт и другие, которые все чаще применялись в строительстве.

В гробнице Джосера из гранита был сделан лишь склеп, который по своим размерам скорее был большим саркофагом. В пирамиде Хуфу по­гребальная камера состояла из известняковых блоков, если не считать девяти гранитных потолочных балок.

Но эти гранитные блоки отличаются еще плохой отдел­кой. Что же касается внешней облицовки этой пирамиды, то в ней мы вовсе не найдем гранита. Верх пирамиды обшит белым известняком, а цоколь — базальтовыми блоками.

При последующих царях четвертой династии гранит стали применять чаще. Гробница  Хефрена (Хафра) имеет уже гра­нитный цоколь в два слоя, а у пирамиды Микенина (Менкаура) почти половина поверхности покрыта гранитом. Те­перь и внутренние стены склепов и ходов, ведущих к ним, стали одевать этим камнем. Из гранита делали рас­смотренные нами скользящие двери в гробницах.

Гранит применялся и при строительстве храмов чет­вертой и пятой династий. О количестве гранита в пира­мидных сооружениях можно судить по одному из хра­мов фараона Хафра. Некоторые исследователи даже называют его гранитным храмом.

Это самый большой из дошедших до нас староегипетских сооружений такого рода. Облицовка всех внешних и внутренних стен храма размером 47х47 м при высоте 13 м состоит из гранита.

Внутри храма большой зал, в котором в три ряда стоят высокие квадратные в поперечном сечении гранитные монолиты-столбы высотой 5,5 м. Балки архитрава и пе­рекрытие сделаны из этого же камня. Стены, полы, колонны отполированы до зеркального блеска.

В зале размещены 23 статуи фараона, сделанные из камня вроде диорита, белого алебастра, и поставленные вперемежку. Храмы часто украшали сфинксами, а в каждом царском склепе находился саркофаг. На их изготовление шли диорит, гранит и базальт.

В некоторых пирамидах, относящихся к четвертой династии, когда гранита поступало на север меньше, им облицовывали только низ стены. Так было в припирамидном храме царя Шепсескафа.

Итак, за время от начала правления Джосера и до конца царствования наиболее могущественных прави­телей четвертой династии, исчисляемое примерно в полтораста лет, количество применявшегося в строительстве гранита, а также других твердых пород выросло во много раз.

Переход к более широкому применению этих пород в строительстве находился в прямой связи с не­прерывным ростом навыков по их обработке. Древние египтяне обрабатывали твердые сорта камня задолго до начала строительства пирамид.

Обоработка поверхности и шлифовка камня

После сверления, пиления и отесывания на камне, разумеется, оставались борозды, шероховатости, которые снимались кремневыми скребками и шлифовальными камнями, применявшимися и при работе с деревом. Большое количество таких скребков было найдено возле парамид третьей и четвертой династий Сехемхета и Мен­каура.

Одним из способов обработки поверхности камня, унаследованного каменщиками III тысячелетия от преды­дущих поколений, было шлифование. Разравниванием достигали того, что камни при кладке облицовки пира­мид подходили одни к другому так близко, что практи­чески между ними не было щели. Достаточно сказать, что зазор в некоторых   случаях   был   равен 0,5 мм.

Обработка облицовочных камней пирамиды Хафра была такова, что исследователю, впервые изучавшему ее, не удалось просунуть между блоками даже лезвие перочин­ного ножа. Судя по многочисленным изображениям на стенах гробниц, шлифовка производилась булыжником, зажатым в руке. Исследователи считают, что в качестве шлифовального камня мог использоваться песчаник.

В этом случае очень твердые песчинки кварцевого песка, входившие в его состав, совершали работу по разравни­ванию поверхности. Время от времени шлифуемый ка­мень поливали водой, чтобы смыть песчинки, отломив­шиеся от камня, так как в процессе работы часть из них теряла свои острые грани. После этого мастера продол­жали работу, отнимавшую не меньше сил, чем другие виды каменных работ.

При шлифовании, возможно, применялись также жел­ваки таких твердых горных пород, как халцедон и агат. Опыты исследователей показывают, что трением этих желваков по граниту можно его разровнять.

Заглаживание поверхности гранита производилось так же, как и мягких пород камня,—трением небольшо­го желвака песчаника, зажатого в руке, и водой. Опыты показывают, что трением тяжелого кремневого желвака с применением воды (для смыва пульпы) удается раз­ровнять поверхность гранита.

Разравниванию, главным образом шлифованием, кам­ни внешней и внутренней облицовки подвергались с пяти сторон. Четыре стороны — стыка с соседними блоками —-шлифовались. Пятая — лицевая — в случае облицовки твердым камнем, кроме того, часто полировалась до блеска. Лишь сторона, противоположная лицевой, оста­валась грубо обработанной, как, впрочем, все камни кладки, а также забутовки, где она производилась.

Шлифовка была нужна не только для лучшей отделки камня, его лицевых сторон, но и для создания из камня почти водонепроницаемых конструкций. При разравни­вании поверхности мастера пользовались доской, сторо­ны которой были покрыты красной краской. Если прове­сти такой доской по камню, то на буграх его останется краска, указывающая, где еще надо снять поверхность блока.

Анализ каменных орудий

Анализ камня. Анализ камня — термин, используемый для описания изучения каменных технологий. В первых попытках анализировать каменные орудия использовались законченные орудия, или «типичные окаменелости», и считалось, что они представляют различные культуры. По мере того как в употребление входили более современные типологические методы, этот подход «типичных окаменелостей» постепенно сдал свои позиции. В новых методах названия четко определенным типам артефактов давались в соответствии с их формой, размерами и предположительным употреблением, например ашельское ручное рубило и мустьерское скребло, названное так по названию деревни Ле Мустье во Франции (см. рис. 11.7а). Этот подход привел, подобно предыдущей концепции типичных ископаемых, к поискам совершенных, типичных артефактов. Многие функциональные ярлыки, такие как «наконечник метательного орудия», по-прежнему употребляются при современных исследованиях каменных орудий, но являются не более чем генерализированным описанием формы артефакта. Функциональный анализ такого рода достиг высокой стадии развития в Западной Европе, где было обнаружено небывалое многообразие орудий каменного века. Как и в случае с артефактами других форм, недавние классификации касаются анализа, основанного на атрибутах, способных пролить свет на технологии их производства или функции.

Теги

Adblock
detector