Конспекты первоисточников по дисциплине Философия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ
Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.Основы философии (для преподавателя) «Введение в философию»

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя)  «Введение в философию» содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект…

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине Химические основы экологии

Методические  указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине  Химические основы экологии…

Методические указания для выполнения практических Методические указания для выполнения практических
Методические указания для выполнения практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП. «Основы поиска работы, трудоустройства» .. Продавец, контролер-кассир

Методические указания для выполненияч практических заданий ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОП.06 "Основы поиска работы, трудоустройства" 38.01.02 Продавец, контролер-кассир…

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОУД. Основы безопасности жизнедеятельности

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности…

Видео

Маритен Жак. Философ в мире

  • формат pdf
  • размер 1,15 МБ
  • добавлен 24 сентября 2013 г.
134 с. В сборник вошли фрагменты основополагающих работ и программные статьи Ж.Маритена: «Символ веры», «Философ во граде», «Краткий очерк о существовании и существующем», «Интегральный гуманизм». Сборник завершает биографический очерк доктора философских наук Б.Л.Губмана о творческой эволюции мыслителя, осуществившего поворот современного неотомизма к проблеме человека и его ценностного мира. Символ веры. Философ во граде. Эта работа представляе…

È. Êàíò «ÀÍÒÐÎÏÎËÎÃÈß Ñ ÏÐÀÃÌÀÒÈ×ÅÑÊÎÉ ÒÎ×ÊÈ ÇÐÅÍÈß»

ÏÐÅÄÈÑËÎÂÈÅ

Âñå óñïåõè â êóëüòóðå, êîòîðûå ñëóæàò øêîëîé äëÿ ÷åëîâåêà, èìåþò ñâîåé öåëüþ ïðèìåíÿòü ê æèçíè ïðèîáðåòåííûå çíàíèÿ è íàâûêè. Íî ñàìûé ãëàâíûé ïðåäìåò â ìèðå, ê êîòîðîìó ýòè ïîçíàíèÿ ìîãóò áûòü ïðèìåíåíû, — ýòî ÷åëîâåê, èáî îí äëÿ ñåáÿ ñâîÿ ïîñëåäíÿÿ öåëü. — Ñëåäîâàòåëüíî, çíàíèå ðîäîâûõ ïðèçíàêîâ ëþäåé êàê çåìíûõ ñóùåñòâ, îäàðåííûõ ðàçóìîì, îñîáåííî çàñëóæèâàåò íàçâàíèå ìèðîâåäåíèÿ, íåñìîòðÿ íà òî ÷òî ÷åëîâåê òîëüêî ÷àñòü çåìíûõ ñîçäàíèé.

Ó÷åíèå, êàñàþùååñÿ çíàíèÿ ÷åëîâåêà è èçëîæåííîå â ñèñòåìàòè÷åñêîì âèäå (àíòðîïîëîãèÿ), ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíî ñ òî÷êè çðåíèÿ èëè ôèçèîëîãè÷åñêîé, èëè ïðàãìàòè÷åñêîé. — Ôèçèîëîãè÷åñêîå ÷åëîâåêîâåäåíèå èìååò â âèäó èññëåäîâàíèå òîãî, ÷òî äåëàåò èç ÷åëîâåêà ïðèðîäà, à ïðàãìàòè÷åñêîå — èññëåäîâàíèå òîãî, ÷òî ñí, êàê ñâîáîäíî äåéñòâóþùåå ñóùåñòâî, äåëàåò èëè ìîæåò è äîëæåí äåëàòü èç ñåáÿ ñàì. — Êòî äîèñêèâàåòñÿ ôèçè÷åñêèõ ïðè÷èí, íàïðèìåð [èùåò îòâåò íà âîïðîñ î òîì], íà ÷åì îñíîâûâàåòñÿ ïàìÿòü, ìîæåò ïî-ðàçíîìó óìñòâîâàòü (ñîãëàñíî Äåêàðòó1) ïî ïîâîäó îñòàþùèõñÿ â ìîçãó ñëåäîâ âïå÷àòëåíèé, îñòàâëÿåìûõ ïåðåæèòûìè îùóùåíèÿìè; íî îí äîëæåí ïðè ýòîì ïðèçíàòü, ÷òî â ýòîé èãðå ñâîèõ ïðåäñòàâëåíèé îí òîëüêî çðèòåëü è ÷òî, íå çíàÿ ìîçãîâûõ íåðâîâ è âîëîêîí è íå óìåÿ èñïîëüçîâàòü èõ äëÿ ñâîèõ öåëåé, îí [âñå] äîëæåí ïðåäîñòàâèòü ïðèðîäå; ñòàëî áûòü, âñÿêîå òåîðåòè÷åñêîå óìñòâîâàíèå ïî ýòîìó ïîâîäó íè ê ÷åìó íå âåäåò. — Íî åñëè ñâîè íàáëþäåíèÿ íàä òåì, ÷òî, êàê îêàçàëîñü, çàòðóäíÿåò ïàìÿòü èëè ñîäåéñòâóåò åé, îí èñïîëüçóåã äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàñøèðèòü åå èëè ñäåëàòü åå áîëåå ãèáêîé, è åñëè äëÿ ýòîãî îí ïîëüçóåòñÿ çíàíèåì ÷åëîâåêà, òî ýòî ñîñòàâëÿåò ÷àñòü ïðàãìàòè÷åñêîé àíòðîïîëîãèè; ýòîé àíòðîïîëîãèåé ìû è áóäåì çäåñü çàíèìàòüñÿ.

Òàêàÿ àíòðîïîëîãèÿ, ðàññìàòðèâàåìàÿ êàê ìèðîâåäâíèå, èçó÷åíèå êîòîðîãî äîëæíî íà÷èíàòüñÿ ïîñëå øêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ, ñîáñòâåííî, åùå íå ìîæåò íàçûâàòüñÿ ïðàãìàòè÷åñêîé, åñëè îíà çàêëþ÷àåò â ñåáå ìíîãîîáðàçíîå çíàíèå âåùåé, íàïðèìåð æèâîòíûõ, ðàñòåíèé è ìèíåðàëîâ, ñóùåñòâóþùèõ â ðàçëè÷íûõ ñòðàíàõ è â ðàçëè÷íûõ êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèÿõ; ïðàãìàòè÷åñêîé îíà ñòàíîâèòñÿ ëèøü òîãäà, êîãäà èçó÷àåò ÷åëîâåêà êàê ãðàæäàíèíà ìèðà. — Ïîýòîìó äàæå çíàíèå ÷åëîâå÷åñêèõ ðàñ, ñîçäàííûõ èãðîé ñèë ïðèðîäû, ñ÷èòàåòñÿ íå ïðàãìàòè÷åñêèì, à òîëüêî òåîðåòè÷åñêèì ìèðîâåäåíèåì.

Âûðàæåíèÿ çíàòü æèçíü è óìåòü æèòü ïî ñâîåìó çíà÷åíèþ äàëåêî íå îäèíàêîâû: ïåðâîå îçíà÷àåò ïîíèìàòü èãðó, ñâèäåòåëåì êîòîðîé áûë ÷åëîâåê, âòîðîå — ó÷àñòâîâàòü â ýòîé èãðå. — Íî àíòðîïîëîã íàõîäèòñÿ â î÷åíü íåâûãîäíîì ïîëîæåíèè, êîãäà îí ñóäèò î òàê íàçûâàåìîì âûñøåì ñâåòå, èëè î çíàòíûõ, òàê êàê îíè ñëèøêîì áëèçêè äðóã ê äðóãó è ñëèøêîì äàëåêè îò îñòàëüíûõ ëþäåé.

Ê ñðåäñòâàì ðàñøèðåíèÿ àíòðîïîëîãèè îòíîñÿòñÿ ïóòåøåñòâèÿ, åñëè äàæå ýòî òîëüêî ÷òåíèå êíèã î ïóòåøåñòâèÿõ. Íî åñëè õîòÿò çíàòü, íà ÷òî ñëåäóåò îáðàùàòü âíèìàíèå â ÷óæèõ êðàÿõ, ÷òîáû ðàñøèðèòü çíàíèå ëþäåé, íàäî äî ýòîãî èçó÷èòü ÷åëîâåêà äîìà, îáùàÿñü ñ ñâîèìè ñîãðàæäàíàìè è çåìëÿêàìè *. Áåç òàêîãî ïëàíà (êîòîðûé óæå ïðåäïîëàãàåò çíàíèå ëþäåé) ãðàæäàíèí ìèðà î÷åíü îãðàíè÷åí â ñâîèõ àíòðîïîëîãè÷åñêèõ íàáëþäåíèÿõ (seiner Anthropologie). Îáùåå çíàíèå çäåñü âñåãäà èäåò âïåðåäè ëîêàëüíîãî çíàíèÿ, åñëè ïåðâîå ñèñòåìàòèçèðîâàíî è íàïðàâëåíî ôèëîñîôèåé; áåç ýòîãî âñÿêîå ïðèîáðåòåííîå çíàíèå åñòü íå áîëåå êàê ðàçðîçíåííûå ñâåäåíèÿ è íå äàåò íàóêè.

Âñå ïîïûòêè ñ [äîëæíîé] îñíîâàòåëüíîñòüþ ñîçäàòü òàêóþ íàóêó âñòðå÷àþò íà ñâîåì ïóòè çíà÷èòåëüíûå òðóäíîñòè, êîðåíÿùèåñÿ â ñàìîé ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäå.

1) ×åëîâåê, êîòîðûé çàìå÷àåò, ÷òî çà íèì íàáëþäàþò è õîòÿò åãî èçó÷èòü, èëè ïðèõîäèò â ñìóùåíèå è òîãäà íå ìîæåò ïîêàçàòü ñåáÿ òàêèì, êàêîé îí åñòü [íà ñàìîì äåëå], èëè æå íà÷èíàåò ïðèòâîðÿòüñÿ, è òîãäà îí íå õî÷åò, ÷òîáû åãî óçíàëè, êàêîé îí åñòü [íà ñàìîì äåëå].

2) Åñëè æå îí õî÷åò èçó÷àòü òîëüêî ñåáÿ ñàìîãî, òî îñîáåííî â ñîñòîÿíèè àôôåêòà, êîòîðûé íå äîïóñêàåò ïðèòâîðñòâà, îí îêàçûâàåòñÿ â êðèòè÷åñêîì ïîëîæåíèè, à èìåííî: ïîêà äåéñòâóþò ïîáóäèòåëüíûå ïðè÷èíû, îí íå íàáëþäàåò ñåáÿ, à êîãäà îí íà÷èíàåò íàáëþäàòü, ïîáóäèòåëüíûå ïðè÷èíû íå äåéñòâóþò.’

3) Óñëîâèÿ ìåñòà è âðåìåíè, åñëè îíè ïîñòîÿííû, ñîçäàþò ïðèâû÷êè, à ïðèâû÷êà, êàê ãîâîðÿò, âòîðàÿ íàòóðà, è èç çà íèõ ÷åëîâåêó òðóäíî ñóäèòü î ñàìîì ñåáå è îöåíèâàòü ñåáÿ, à åùå òðóäíåå ñîñòàâèòü ñåáå ïðåäñòàâëåíèå î äðóãèõ, ñ êîòîðûìè îí îáùàåòñÿ, âåäü ïåðåìåíà ïîëîæåíèÿ, â êîòîðîå ñóäüáà ïîñòàâèëà ÷åëîâåêà èëè â êîòîðîå îí ñàì ñåáÿ ïîñòàâèë êàê èñêàòåëü ïðèêëþ÷åíèé, î÷åíü ìåøàåò àíòðîïîëîãèè äîñòèãíóòü ñòåïåíè íàñòîÿùåé íàóêè.

Íàêîíåö, äëÿ àíòðîïîëîãèè ìîãóò áûòü ïîëåçíûìè âñåîáùàÿ èñòîðèÿ, áèîãðàôèè, äàæå äðàìû è ðîìàíû, õîòÿ è íå â êà÷åñòâå èñòî÷íèêîâ, à â êà÷åñòâå âñïîìîþòåëüíûõ ñðåäñòâ.  ñàìîì äåëå, äðàìû è ðîìàíû äàþò íàì, ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, íå îïûò è íå èñòèíó, à òîëüêî âûìûñåë, ïðè÷åì äîïóñêàþò ïðåóâåëè÷åíèå õàðàêòåðîâ è ïîëîæåíèé, â êàêèå ëþäè ñòàâÿòñÿ, ïðåäñòàâëÿÿ èõ êàê áû â ôàíòàñòè÷åñêîì îñâåùåíèè, è, òàêèì îáðàçîì, êàê áóäòî íè÷åãî íå äàþò äëÿ çíàíèÿ ëþäåé; òåì íå ìåíåå ýòè õàðàêòåðû, êàê ðèñóþò èõ, íàïðèìåð, Ðè÷àðäñîí èëè Ìîëüåð, äîëæíû áûòü ïî ñâîèì îñíîâíóì ÷åðòàì çàèìñòâîâàíû èç íàáëþäåíèé äåéñòâèòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ ëþäåé: ñòåïåíü èõ, ïðàâäà, ïðåóâåëè÷åíà, íî ïî êà÷åñòâó îíè ñîîòâåòñòâóþò ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäå.

Ñèñòåìàòè÷åñêè ñîñòàâëåííàÿ è òåì íå ìåíåå ñ ïðàãìàòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ ïîïóëÿðíî èçëîæåííàÿ (îáúÿñíåííàÿ ïðèìåðàìè, ïîïîëíèòü êîòîðûå ìîæåò êàæäûé ÷èòàòåëü), àíòðîïîëîãèÿ èìååò äëÿ ÷èòàþùåé ïóáëèêè òó ïîëüçó, ÷òî, ïåðå÷èñëÿÿ âñå ðóáðèêè, ïîä êîòîðûå ìîæíî ïîäâåñòè òî èëè èíîå íàáëþäàåìîå ÷åëîâå÷åñêîå ñâîéñòâî, îáíàðóæèâàþùååñÿ â ñôåðå ïðàêòè÷åñêîãî, îíà äàåò ïóáëèêå ìíîãî ïîâîäîâ è îñíîâàíèé, ïîçâîëÿþùèõ ïîñâÿòèòü îñîáîå èññëåäîâàíèå êàæäîìó îòäåëüíîìó ñâîéñòâó è îòíåñòè åãî ê ñîîòâåòñòâóþùåìó åìó ðàçäåëó; òåì ñàìûì ðàáîòû â ýòîé îáëàñòè ñàìè ñîáîé ìîãóò áûòü ðàñïðåäåëåíû ìåæäó ëþáèòåëÿìè ïîäîáíûõ èçûñêàíèé è áëàãîäàðÿ åäèíñòâó ïëàíà ïîñòåïåííî îáúåäèíåíû â îäíî öåëîå, ÷òî áóäåò ñïîñîáñòâîâàòü ðîñòó ýòîï îáùåïîëåçíîé íàóêè.

§ 1. Òî îáñòîÿòåëüñòâî, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò îáëàäàòü ïðåäñòàâëåíèåì î ñâîåì ß, áåñêîíå÷íî âîçâûøàåò åãî íàä âñåìè äðóãèìè ñóùåñòâàìè, æèâóùèìè íà çåìëå. Áëàãîäàðÿ ýòîìó îí ëè÷íîñòü, è â ñèëó åäèíñòâà ñîçíàíèÿ ïðè âñåõ èçìåíåíèÿõ, êîòîðûå îí ìîæåò ïðåòåðïåâàòü, îí îäíà è òà æå ëè÷íîñòü, ò. å. ñóùåñòâî, ïî ñâîåìó ïîëîæåíèþ è äîñòîèíñòâó ñîâåðøåííî îòëè÷íîå îò ååùåé, êàêîâû íåðàçóìíûå æèâîòíûå, ñ êîòîðûìè ìîæíî îáðàùàòüñÿ è ðàñïîðÿæàòüñÿ êàê óãîäíî. Ýòî ñïðàâåäëèâî äàæå òîãäà, êîõäà ÷åëîâåê åùå íå ìîæåò ïðîèçíåñòè ñëîâî ß’, âåäü îí âñå æå èìååò åãî â ìûñëè; è âî âñåõ ÿçûêàõ, êîãäà ãîâîðÿò îò ïåðâîãî ëèöà, âñåãäà äîëæíî ìûñëèòü ýòî ß, õîòÿ áû ýòî ñîçíàíèå ñàìîãî ñåáÿ (Ichheit) è íå âûðàæàëè îñîáûì ñëîâîì. Ýòà ñïîñîáíîñòü (à èìåííî ñïîñîáíîñòü ìûñëèòü) è åñòü ðàññóäîê. Äàëåå, òî îáñòîÿòåëüñòâî, ÷òî, êîãäà ðåáåíîê ïûòàåòñÿ ãîâîðèòü, êîâåðêàíüå èì ñëîâ êàæåòñÿ òàêèì ìèëûì äëÿ ìàòåðè è äëÿ íÿíüêè è ïîáóæäàåò èõ ïîñòîÿííî ëàñêàòü è öåëîâàòü ðåáåíêà, èñïîëíÿòü êàæäûé åãî êàïðèç è êàæäîå æåëàíèå, ÷òî äåëàåò åãî ìàëåíüêèì òèðàíîì, — ýòó î÷àðîâàòåëüíîñòü ìàëåíüêîãî ñóùåñòâà â ïåðèîä åãî ïðåâðàùåíèÿ â ÷åëîâåêà íàäî ïðèïèñàòü, ñ îäíîé ñòîðîíû, åãî íåâèííîñòè è èñêðåííîñòè âî âñåõ åãî åùå îøèáî÷íûõ ïðîÿâëåíèÿõ, êîãäà â íåì íåò íè÷åãî ïðèòâîðíîãî è õèòðîãî, à ñ äðóãîé — åñòåñòâåííîé ñêëîííîñòè íÿíüêè áëàãîòâîðèòü ìàëåíüêîìó ñîçäàíèþ, êîòîðîå ñ òàêîé ëàñêîé ïîëíîñòüþ îòäàåòñÿ ÷óæîìó ïðîèçâîëó, êîãäà åìó ïðåäîñòàâëÿåòñÿ âðåìÿ äëÿ èãðû — ñàìîå ñ÷àñòëèâîå âðåìÿ; ïðè ýòîì è âîñïèòàòåëü, êîòîðûé êàê áû ñàì ïðåâðàùàåòñÿ â ðåáåíêà, âòîðîé ðàç ïåðåæèâàåò âñþ ïðåëåñòü [ýòîãî âîçðàñòà].

Âïðî÷åì, âîñïîìèíàíèÿ î ãîäàõ ñâîåãî äåòñòâà îòíþäü íå äîõîäÿò äî ýòîé ðàííåé ïîðû, òàê êàê ýòî âðåìÿ íå îïûòà, à ðàçðîçíåííûõ âîñïðèÿòèè, íå ñîåäèíåííûõ â ïîíÿòèå îá îáúåêòå.

òîðàÿ îêîí÷àòåëüíàÿ ñòàòüÿ äîãîâîðà î âå÷íîì ìèðå

Ìåæäóíàðîäíîå ïðàâî äîëæíî áûòü îñíîâàíî íà ôåäåðàëèçìå ñâîáîäíûõ ãîñóäàðñòâ.

Íàðîäû â êà÷åñòâå ãîñóäàðñòâ ìîæíî ðàññìàòðèâàòü êàê îòäåëüíûõ ëþäåé, êîòîðûå â ñâîåì åñòåñòâåííîì ñîñòîÿíèè (ò. å. íåçàâèñèìîñòè îò âíåøíèõ çàêîíîâ) óæå ñâîèì ñîâìåñòíûì ñóùåñòâîâàíèåì íàðóøàþò ïðàâî äðóã äðóãà è êàæäûé âàã êîòîðûõ ðàäè ñâîåé áåçîïàñíîñòè ìîæåò è äîëæåí òðåáîâàòü îò äðóãîãî âñòóïèòü âìåñòå ñ íèì â óñòðîéñòâî, ïîäîáíîå ãðàæäàíñêîìó, ãäå êàæäîìó ìîæåò áûòü ãàðàíòèðîâàíî åãî ïðàâî. Ýòî áûë áû ñîþç íàðîäîâ, êîòîðûé, îäíàêî, íå äîëæåí áûòü ãîñóäàðñòâîì íàðîäîâ.  ýòîì çàêëþ÷àëîñü áû ïðîòèâîðå÷èå, èáî â êàæäîì ãîñóäàðñòâå ñóùåñòâóåò îòíîøåíèå âûñøåãî (çàêîíîäàòåëÿ) ê íèçøåìó (ïîâèíóþùåìóñÿ, ò. å. ïàðîäó); ìíîãèå æå ïàðîäû â ãîñóäàðñòâå (òàê êàê ìû ðàññìàòðèâàåì çäåñü ïðàâî íàðîäîâ ïî îòíîøåíèþ äðóã ê äðóãó, ïîñêîëüêó îíè îáðàçóþò îòäåëüíûå ãîñóäàðñòâà è íå äîëæíû áûòü ñëèòû â îäíî ãîñóäàðñòâî) ñîñòàâëÿëè áû òîëüêî îäèí íàðîä, ÷òî ïðîòèâîðå÷èò ïðåäïîñûëêå.

William James. Le Pragmatisme (французский язык)

  • формат html
  • размер 16,59 КБ
  • добавлен 13 мая 2012 г.
Nlle trad., Flammarion, coll. «Champs», oct. 2007. Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди…

Теги

Adblock
detector