Джон Пирпонт Морган

Наследственность и наследство

Джон Пирпонт Морган был представителем старинного валлийского рода Морганов, известного с конца XI столетия. Его прапрапрапрадед Майлз Морган, один из первых поселенцев в штате Массачусетс, удостоился за это бронзового памятника на центральной площади города Холиок. Дед, Джозеф Морган III, основал компанию по страхованию от пожара Aetna Insurance, выросшую впоследствии в одну из крупнейших страховых фирм страны. Отец, Джуниус Спенсер Морган, был банкиром и финансистом.

Видео

Их госдолг

В середине XIX века основной отраслью экономики Соединенных Штатов оставалось сельское хозяйство: страна была ориентирована на производство сырья и продовольствия. Плодородная земля, новые способы ее обработки и внедрение технических изобретений обеспечили фермерам обильные урожаи, которые нужно было перевозить для продажи. В 1828 году протяженность железных дорог США составляла всего около 5 километров, в 1837 году — 2,28 тысячи километров, а через 20 лет — уже более 38 тысяч километров. Железнодорожный бум повлек за собой бурный рост сталелитейной промышленности и фабричного производства. В этих условиях стране требовалось все больше товаров и капитала.

Преобладание импорта над экспортом оплачивалось за счет продажи американских ценных бумаг в Европе. К 1856 году иностранцы владели государственными и корпоративными облигациями на 200 миллионов долларов из общей суммы 1,4 миллиарда долларов, отмечает Лори.



Фото:

Фото:

В результате таких международных финансовых отношений возникли транснациональные инвестиционные банки, специализировавшиеся на валютном обмене и продаже гособлигаций США европейским инвесторам. Джуниус Морган и его компаньон активно включились в этот бизнес. В разгар Гражданской войны Джуниус стал хозяином всей фирмы и переименовал ее в J.S. Morgan & Co. Эта компания стала началом финансовой империи Морганов. К глобальному могуществу ее привел сын Джуниуса — Джон Пирпонт Морган.

Железнодорожная лихорадка

По окончании Гражданской войны в Соединенных Штатах начался настоящий железнодорожный бум. Объемы перевозок постоянно росли, в строительство новых путей вкладывались сотни миллионов долларов, одна за другой возникали новые компании, решившие заняться самым прибыльным в стране бизнесом. Государство выделяло субсидии компаниям, действующим в этой сфере,— от $16 тыс. до $48 тыс. на милю (1609 м) железнодорожного полотна. Территория на 10 миль в сторону от пути переходила в собственность компании.

Строительство первой трансконтинентальной железной дороги США, соединившей восточные штаты страны с Калифорнией, финансировал Джей Кук. Кука называли «финансистом Гражданской войны» — его банкирский дом помогал распространять государственные облигации во время войны Севера и Юга.

С 1868 по 1873 год в Соединенных Штатах было построено 53 тыс. км новых железнодорожных путей. Кук уже собирался взяться за строительство второй трансконтинентальной железной дороги. Но в это время до Америки докатился биржевой кризис, бушевавший в Европе. 18 сентября 1873 года компания Jay Cooke объявила о банкротстве. Вслед за этим начали лопаться другие банки, обвалилась биржа, на заводах начались массовые увольнения. Столь же массовыми были увольнения работников, строивших новые железные дороги.

Вернуть железнодорожный сектор к жизни можно было только за счет иностранного капитала. У американских банкиров денег на это не было. И тогда в игру вступил Джей Пи Морган.

Скупать акции железнодорожных компаний он начал еще до кризиса 1873 года. В 1869 году он приобрел контрольные пакеты акций компаний Albany и Susquehanna. Но это была мелочь. После банкротства Джея Кука можно было начать игру по-крупному.

В 1879 году власти США выдвинули против Уильяма Вандербильта обвинение в том, что тот необоснованно завышает цены на перевозки на принадлежащей ему Нью-Йоркской центральной железной дороге. Вместо того чтобы отбиваться от обвинений, Вандербильт попросил Моргана по-тихому, не привлекая внимания, продать 250 тыс. акций железной дороги. Морган сумел найти в Европе покупателей, не уронив при этом курс акций. После этой операции Морган вошел в совет директоров дороги и завоевал репутацию человека, с которым стоит иметь дело, вкладывая деньги в американские железные дороги.

Репутацию укрепила проведенная в 1880 году сделка по продаже ценных бумаг для финансирования строительства Северотихоокеанской железной дороги. Объем сделки составлял $40 млн, что было рекордом для индустрии того времени.

Смерть Дж. П. Моргана

Джон Пирпонт Морган умер 31 марта 1913 года во время путешествия за границу в возрасте 76 лет. Он умер во сне в Гранд-Отеле в Риме, Италия.

Флаги на Уолл-Стрит были наполовину приспущены — честь, оказываемая только главам государств. Фондовый рынок закрылся на два часа, когда его тело провозили через Нью-Йорк. Тело Джона Моргана было доставлено в прилегающую к его дому библиотеку в первую ночь после прибытия в Нью-Йорк. Его останки были похоронены на кладбище Сидар-Хилл в его родном городе Хартфорде, штат Коннектикут.

На момент смерти состояние Моргана оценивалось в 68,3 млн. долларов (около 25 млрд. долларов в наши дни), из которых около 30 млн. долларов представляли его доли в банках Нью-Йорка и Филадельфии. Стоимость его коллекций произведений искусства, книг и драгоценных камней оценивалась в 50 миллионов долларов. Он завещал свой особняк и большие коллекции книг библиотеке и музею Моргана в Нью-Йорке.

Поглощение как призвание

Кроме отличного образования, отец передал Джону контакты в лондонских банках. После Гражданской войны иностранный капитал вновь хлынул в Соединенные Штаты: финансовые связи с Европой оказались тем волшебным средством, с помощью которого развернулся уже возмужавший Морган-младший. Огромные деньги, вращавшиеся в крупном бизнесе, способствовали строительству грандиозных предприятий. Укрупнение и консолидация промышленных компаний, внедрение технологических новинок и прогрессивных методов управления стимулировали бешеный рост экономики. С 1870 по 1900 год протяженность железных дорог в США выросла в 5 раз, добыча каменного угля — в 10 раз, а производство стали — в 140 раз. Как грибы после дождя появлялись новые отрасли: нефтяная, сталелитейная, электротехническая.

Материалы по теме:

Вляпались Америка утопает в фекалиях. На решение проблемы нужны миллионы 14 маяГлавный в семье Как Рокфеллер придумал зарабатывать на нефти и стал первым долларовым миллиардером планеты 8 июля

Морган не стал ограничиваться привычными видами банковской деятельности, а бросился в войну за контроль над бурно растущей промышленностью. Рубеж XIX — ХХ веков — это золотой век инвестиционно-банковского бизнеса Моргана. Именно его финансовая компания J.P. Morgan & Co совместно с инвестбанками разработала схему вложений в гигантские корпоративные проекты, отмечает Дэниел Макинерни в своей книге «США: история страны». Морган организует серию слияний и поглощений. Например, в результате поглощения Edison General Electric (компании изобретателя Томаса Эдисона) и Thomson-Houston Electric Company появился трест General Electric. Затем к Моргану обратились главы обанкротившихся железнодорожных компаний. Финансист дал им деньги, приобрел пакеты их акций и быстро превратился в крупнейшего железнодорожного магната.

Бизнесмены точно знают, что компания не ведет борьбу с конкурентами, а попросту их уничтожает. В тот период существовало два подхода к процессу интеграции. Первый — вертикальный — предполагал захват и контроль над всеми этапами производства товара. Пользуясь такой схемой, магнат Эндрю Карнеги прибрал к руками месторождения железной руды и угля, железные дороги и заводы по производству стали. Нефтяной барон Джон Рокфеллер пошел по пути горизонтальной интеграции — его Standard Oil поглощала конкурентов, пока не сконцентрировала 90 процентов всего нефтяного рынка США.

Джон Морган уже знал, что его призвание — создавать гигантов, и прикинул, что если каждый из подходов приносит неплохие результаты, то их комбинация обеспечит колоссальную прибыль. В 1901 году был создан трест US Steel, акционерный капитал которой составлял рекордные 1,4 миллиарда долларов. Для сравнения: федеральный бюджет Соединенных Штатов в этот период составлял 0,5 миллиарда долларов. В 1907 году благодаря влиянию Моргана удалось организовать совместные действия главных финансистов Нью-Йорка и остановить банковскую панику на Уолл-стрит. Некоторые считают, что кризис был искусственно спровоцирован самим Морганом.

Теги

Adblock
detector