Дьявольщина, духи и самоубийцы. 8 самых мистических мест Санкт-Петербурга

Башня грифонов

В одном из дворов Васильевского острова находится известная многим круглая кирпичная башня. Когда-то башня была построена во дворе аптеки Пеля и сыновей по адресу 7-я линия Васильевского острова, 16. Высотой она примерно 11 метров и в диаметре около 2 метров. Кирпичное здание полностью испещрено цифрами. Как гласит легенда, в них ни больше ни меньше заключен код Вселенной. Если удастся пересчитать их всех, то можно открыть тайну бессмертия. По сохранившемся воспоминаниям, аптекарь Вильгельм Пель днем изготавливал и продавал лекарства, а вечерами практиковал черную магию. Считается, что в этой башне он вывел чудесных мифических птиц – грифонов, и что если сегодня не побояться прийти сюда темной ночью, то на башне можно увидеть силуэты слетающихся домой сказочных птиц.

«Башня грифонов» находится во дворе од
«Башня грифонов» находится во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга (дом № 18), с 1858 года принадлежавшей Вильгельму Пелю и его сыновьям. Фото:

Видео

Кунсткамера

Кунсткамера.  Фото: Ирина Иванова

Вначале Кунсткамера называлась «Кабинет редкостей».  Его основал Петр I в 1714 году. Здесь можно познакомиться с бытом народов разных стран, разнообразными природными редкостями и анатомическими особенностями. 

Говорят, что череп скелета французского великана Николая Буржуа, ставшего гайдуком при Петре I, исчез из коллекции Кунсткамеры во время пожара в 1747 году, и с той поры призрак бродит в его поисках и иногда появляется перед некоторыми посетителями. По-видимому, ему не понравилось, что сотрудники подобрали новый череп. 

А во дворе шепчутся между собой каменные индейские идолы… 

Проклятое зеркало в особняке Брусницыных

Кожевенная линия, 27

Интерьер особняка купцов Брусницыных. Санкт-Петербург. Фотография: A1804 / depositphotos.comОсобняк купцов Брусницыных. Санкт-Петербург. Фотография: A1804 / depositphotos.comИнтерьер особняка купцов Брусницыных. Санкт-Петербург. Фотография: A1804 / depositphotos.com

На Кожевенной линии Васильевского острова располагается бывший особняк купцов Брусницыных. В середине XIX века они приобрели дом недалеко от своей кожевенной мастерской. По заказу хозяев в 1884 году архитектор Анатолий Ковшаров перестроил здание — изменил планировку, декор фасадов и парадной лестницы.

Особняк с комнатой для бильярда и зимней оранжереей считался одним из самых роскошных зданий Петербурга тех лет. Он был украшен лепниной, резьбой, обставлен дорогой старинной мебелью. На одном из аукционов Брусницыны купили антикварное зеркало. По легенде, оно принадлежало Владу III Цепешу — графу Дракуле — и даже висело в его усыпальнице.

Зеркало Брусницыны повесили в танцевальном зале. По слухам, после этого в их семье начались несчастья. Все, кто смотрел в зеркало, испытывали недомогание или заболевали. А одна из служанок, которая часто убирала в этой комнате, сошла с ума и умерла.

После этого Брусницыны сняли зеркало и спрятали его. Но в 1917 году, после революции, особняк и кожевенную фабрику купцов национализировали. Дом перестроили и перенесли в него заводоуправление. Считается, что во время ремонта зеркало графа Дракулы нашли и повесили в кабинете директора. И вскоре он исчез — прямо с рабочего места. Затем пропало еще несколько рабочих, которые ремонтировали комнату и вешали зеркало. По легенде, сразу после этого заводоуправление перенесли в другое здание, а особняк заколотили и забросили.

На самом деле в советское время здание действительно принадлежало кожевенному заводу им. А.Н. Радищева. Предприятие работало до 1990-х, а заводоуправление из особняка не переезжало. Сейчас в доме проводят экскурсии и снимают фильмы.

Нечистая сила из дома Николая Гоголя

Казанская улица, 39

Эммануил Бернштейн. Дом каретника Иохима, в котором жил Николай Гоголь в 1829 году (фрагмент). 1952. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-ПетербургЮрий Рыжик. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Записки сумасшедшего». XX век. Усть-Илимская картинная галерея, Усть-Илимск, Иркутская областьВиктор Вильнер. По мотивам повести Николая Гоголя «Шинель» (фрагмент). 1974. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

Дом на Казанской улице построил для себя каретных дел мастер Иоганн Иохим в 1813 году. Часть помещений он сдавал. Весной 1829 года квартиру на четвертом этаже снял Николай Гоголь. Позднее писатель упомянул владельца дома в своей комедии «Ревизор»: «Жаль, что Иохим не дал напрокат кареты, а хорошо бы, черт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чертом к какому-нибудь соседу-помещику под крыльцо, с фонарями, а Осипа сзади, одеть в ливрею. Как бы, я воображаю, все переполошились: «Кто такой, что такое?» Уже в XX веке здание стали называть домом Гоголя из-за того, что писатель жил там несколько месяцев.

Слухи о нечистой силе в доме Иохима появились позднее, в 1880-х. Тогда в журнале «Русская старина» выходили очерки писателя Осипа Пржецлавского. Он вспоминал, как жил в доме Иохима в 1820-х и часто слышал таинственные звуки, которые раздавались в квартире по ночам.

Вдруг раздается сильный стук во входную дверь, и кто-то шевелит ручкою от замка, как бы усиливаясь отворить эту дверь, запертую ключом. Я… позвав лакея, спросил его: не видел ли он из своего окна, кто так поздно, не звоня, ломится в дверь? Заспанный Антон принадлежал к тому разряду слуг, которые не много церемонятся с своими господами, поэтому он и отвечал грубо: «в окно не видно никого, да и никого нет». — Кто же это стучит? — А кто его знает? Это уже пятая ночь. Если бы вы приходили домой раньше, то слышали бы его не в первый раз. <…> Я встал, взял свечу и пошел к двери, позвав собаку, но Бекас вместо того, чтобы следовать за мною, вскочил на мою постель и забился под одеяло. <…> Я отпер внезапно дверь, думая поймать кого-нибудь, таким образом забавляющегося, но не было никого. Когда дверь стояла отворенною, то ручка переставала двигаться.Осип Пржецлавский. Из сборника «Воспоминания, очерки петербургской жизни, 1818–1832 гг.»

Кроме Пржецлавского, о нечистой силе в здании никто не рассказывал. Однако после того, как его очерк опубликовали в «Русской старине», появилась легенда о призраке, который обитает в доме Гоголя и пугает по ночам жителей.

Проклятие Обводного канала

Есть загадочные места и ближе к окраинам Петербурга. Одно из них – набережная Обводного канала. Его странная история началась вскоре после революции, хотя правильнее будет сказать, что замечать странности этого места стали после одного случая.

В 1923 году рабочие на очень большой глубине рыли траншею и наткнулись на необычное сооружение. Состояло оно из выложенных по кругу плит с нанесенными на них древними письменами и знаками. Одну из плит приподняли и под ней оказались человеческие останки. Работы были тут же остановлены, а на место происшествия был вызван археолог Гвоздинский. Он установил, что захоронение относится к XI-ХII векам и имеет скандинавское происхождение. Скорее всего, это было место жертвоприношений (языческое капище). Ученый потребовал прекратить работы и начать изучения места и останков. Но его призыв остался без внимания. Строительство продолжили, на месте захоронений проложили теплотрассу. Обнаруженные кости выбросили, а из плит с письменами сделали поребрики для Лиговского проспекта. Вскоре на этом месте стали происходить странные смерти – самоубийства и несчастные случаи. За год 89 людей свели счеты с жизнью. Ровно через 10 лет история повторилась, количество самоубийств даже увеличилось. И теперь на каждый третий год десятилетия в районе Обводного канала приходится рост числа самоубийств.

Набережная Обводного канала возле пересечения с&nb
Набережная Обводного канала возле пересечения с Боровой улицей. Фото:

Теги

Adblock
detector