75 лет под землёй. Загадка феномена Хамбо Ламы Итигэлова

Акт наружного осмотра эксгумированного трупа, проведенного в помещении Иволгинского дацана

Осмотр эксгумированного трупа производился 11.09.02 г. в одном из помещений Иволгинского дацана при смешанном искусственном и естественном освещении, по просьбе и в присутствии его служителей.

Осмотру подлежал деревянный короб, в котором находился труп покойного, сам труп и другое содержимое.

Короб из струганых и окантованных досок хвойных пород дерева (кедр?), светло-желтого цвета, состоит из дощатого основания, двух съемных четырехсторонних боковин и крышки. Доски сухие, без признаков гниения, растрескивания и рассыхания. Крепление досок между собой с использованием фигурных пазов и металлических гвоздей.

При снятии крышки и двух съемных боковин установлено следующее: на основании, окантованном четырьмя обрезными досками, имеется спинка, обшитая шелковой тканью с рисунком в виде орнамента кремового и коричневого цветов. В спинке имеются прорези, через которые продернуты шелковые тесемки.

На данном основании находится труп мужчины в сидячем положении, причем ноги трупа согнуты в коленях, а голени со стопами перекрещены. Предплечья рук лежат на бедрах. Голени в области голеностопных суставов и кисти рук перевязаны шелковыми тесемками. Спина трупа прислонена к спинке основания, голова трупа, туловище фиксированы к спинке посредством шелковых тесемок.

Голова трупа обмотана кусками тонкой шелковой ткани. На теле трупа имеется халат из шелковой ткани оранжевого цвета. Ткань халата, обшивка спинки основания сухие, без признаков гниения. Прочность, окраска тканей сохранена. Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись.

Между телом трупа и стенками короба находилось сыпучее, мелкокристаллическое вещество серо-белого цвета без запаха, более спрессованное в нижних отделах ящика. Труп был извлечен из короба и помещен на деревянный постамент, одежда снята. Произведен туалет кожных покровов посредством обметания волосяными кистями.

При этом установлено следующее: кожные покровы светло- серого цвета, сухие, податливые при нажатии на них пальцами. Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений.

Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких- либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено.

Д.А. Горин, заведующий танатологическим отделом РБСМЭ; И.А. Вологдин, заведующий отделением медицинской криминалистики РБСМЭ; 3.М. Мандарханов, врач, судебно-медицинский эксперт.

Видео

Этапы пути

Согласно сохранившимся данным, Даши Доржо Итигэлов родился в мае 1852 года и рано осиротел. В пятилетнем возрасте от был принят батраком в одну из семей, однако хозяева, увидев в мальчике исключительные дарования, способствовали тому, чтобы ребенок оказался в Анинском дацане.

Начиная с пятнадцатилетнего возраста и на протяжении целых 23 лет, Итигэлов постигал тонкости буддийского учения, тибетских знаний по медицине и другим наукам. С 1898 года самостоятельно преподавал философию буддизма, достигнув уровня ламы.

1911 год ознаменован важным событием: Итигэлов избирается Пандито Хамбо Ламой XII, став главой буддийского движения на территории Восточной Сибири. На этом посту он известен своими исключительными патриотическими чувствами как к народу Бурятии, так и к России в целом.

Так, в период первой Мировой войны под его руководством открывались госпитали для лечения раненых, а созданное им благотворительное общество помогало собирать денежные средства, продукты питания, медицинское оснащение для фронта. За проявленный патриотизм заслуженно был представлен к императорским наградам того времени.

«Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям». (Даши Доржо Итигэлов).

Феномен буддистского монаха

Когда Пандито Хамбо ламе исполнилось 75 лет, он попросил других монахов читать для него предсмертную молитву. Ламы смутились, не решаясь на этот шаг, но тут Итигэлов начал молиться сам. Ламы присоединились к чтению молитвы. Затем медитирующий монах сел в позу лотоса, и попросил помощников поместить его в саркофаг, чтобы захоронить. По его настоянию, монахам следовало читать священную молитву и навестить его впервые спустя 30 лет.

Саркофаг подняли раньше положенного времени на два года. После вскрытия не было обнаружено никаких следов тления и разложения тела — буддистский монах по-прежнему находился в позе лотоса. По видимости, он вовсе и не умер, а просто ушел в состояние нирваны.

Возвращение

По прошествии указанного срока, воля монаха исполнилась. В 2002 году, 10 сентября, после необходимых юридических процедур, состоялось извлечение из-под земли деревянного саркофага. К удивлению всех присутствующих, ожидавших увидеть нечто похожее на мумию монаха, обнаружилось, что лама продолжает оставаться в той же позе лотоса, как живой человек, который медитирует много лет.

Его кожные покровы, волосы, ногтевые фаланги, все части тела выглядели таким образом, словно он пребывает в состоянии, подобном спячке. Все суставы сохранили подвижность, не было никаких признаков разложения биологических тканей. Спустя 75 лет произошло удивительное возвращение Пандито Хамбо Ламы XII, как он и обещал.

Теги

Adblock
detector